2.5 Уровень структуры. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ИНФОРМАЦИОННАЯ АРХИТЕКТУРА

После сбора и ранжирования требований мы имеем четкую картину того, что именно будет содержать конечный продукт. Однако требования не описывают, каким образом эти части формируют единое целое. Разработка концептуальной структуры сайта – задача следующего уровня.

Определение структуры

Уровень структуры – третий из пяти уровней, и, соответственно, в этом месте наши интересы смещаются от абстрактных вопросов стратегии в сторону конкретных факторов, определяющих, что в конечном счете будет испытывать пользователь. Однако граница между абстракцией и конкретикой подчас бывает размыта. Хотя многие решения, принимаемые на этом этапе, окажут ощутимое влияние на разработанный сайт, сами по себе они опираются на концептуальные понятия.

В традиционном подходе к разработке программного обеспечения создание структурированного опыта взаимодействия называется проектированием взаимодействия. Раньше все это помещали под вывеску «дизайн интерфейса», но в последнее время (отчасти из-за распространения веб приложений, а отчасти благодаря настойчивым голосам тех, кто профессионально занимается этой темой) проектирование взаимодействия оформилось в самостоятельную дисциплину.

В сфере создания контента структурирование опыта взаимо действия – это вопрос информационной архитектуры. Эта область охватывает ряд дисциплин, традиционно имеющих отношение к организации, классификации, потреблению и представлению информации. Сюда входят библиотечное дело, журналистика, коммуникационный дизайн и др.

Как информационная архитектура, так и проектирование взаимодействия влияют на определение паттернов взаимодействия с пользователем и их последовательность. Проектирование взаимодействия имеет отношение к реализации возможностей, позволяющих пользователю решать задачи, а информационная архитектура – к реализации воз можностей, связанных с предоставлением пользователю информации.

Проектирование взаимодействия и информационная архитектура кажутся высокотехнологичными областями, доступными лишь посвященным, однако на самом деле не имеют никакого отношения к технологиям. Они связаны с пониманием людей, знанием того, что люди думают и как работают. Встроив это понимание в структуру нашего продукта, мы обеспечим позитивный опыт взаимодействия тем, кто будет иметь с ним дело.

Проектирование взаимодействия

Проектирование взаимодействия — это описание возмож­ного поведения пользователя и определение того, как сис­тема будет реагировать на его поведение и приспосабли­ваться к нему. Каждый раз, когда человек работает на компьютере, происходит некое подобие танца: пользова­тель делает движение, система на него реагирует, пользо­ватель двигается в ответ — и танец продолжается. Однако типичный подход к разработке программного обеспечения не признает существования этого танца. Считается, что по­скольку все равно каждое приложение «танцует» в собст­венной манере, то пользователь как-нибудь приспособит­ся. Система просто должна выполнять свою часть работы, а если кто-то кому-то наступил на ногу — что ж, это часть процесса обучения пользователя. Однако любой танцор скажет вам, что танец удается лишь тогда, когда каждый партнер отвечает на движения другого.

По традиции программисты уделяют основное внимание двум аспектам программного обеспечения: что оно делает и как оно это делает. Такому положению вещей есть объяс­нение: тщательное внимание к этим деталям делает про­граммистов хорошими профессионалами. Однако в резуль­тате программисты могут зайти слишком далеко и постро­ить систему, исключительно эффективную с технической точки зрения, но игнорирующую интересы пользователей. В прежние времена, когда вычислительные мощности бы­ли существенно ограниченными, наилучшим считался та­кой подход, который обеспечивал выполнение задания не­смотря на ограничения, накладываемые системой.

Однако подход, наиболее удачный с точки зрения компью­тера, почти никогда не является оптимальным для челове­ка, с ним работающего. Так программное обеспечение приобрело репутацию, неотступно преследовавшую его на всем протяжении его существования: программы сложны, непонятны, и ими трудно пользоваться. Еще каких-нибудь десять лет назад обучение «компьютерной грамотности», то есть принципам внутреннего устройства и функциони­рования компьютеров, считалось единственным способом помочь пользователям ужиться с программным обеспече­нием.

Потребовалось немало времени, но по мере того как компью­теры становились все более мощными, а разработчики все лучше понимали, как люди пользуются ими, мы в конце концов пришли к мысли, что можно перейти от разработ­ки программного обеспечения, хорошо работающего с точ­ки зрения машины, к созданию программ, хорошо работа­ющих с точки зрения человека, — и это позволит отказать­ся от отправки клерков на курсы повышения компьютер­ной грамотности. Новая дисциплина, призванная помочь разработчикам программного обеспечения в этом деле, на­зывается проектированием взаимодействия.

Концептуальные модели

Собственное представление пользователей о поведении созданных нами интерактивных компонентов называется концептуальной моделью. Возьмем, например, элемент контента: что это — место, которое посещает пользователь, или объект, который пользователь получает? На разных сайтах применяются различные подходы. Знание концеп­туальной модели позволит вам принимать последователь­ные проектные решения. Неважно, будет ли элемент кон­тента местом или объектом, — важно, чтобы сайт вел себя последовательно, а не представлял элемент местом и объ­ектом попеременно.

Например, концептуальной моделью компонента «корзина с покупками» типичного коммерческого сайта является контейнер. Эта метафора влияет как на дизайн компонента, так и на используемый в интерфейсе язык. Контейнер со­держит объекты, и поэтому мы «кладем покупки» в «корзину» или «вынимаем» их оттуда, а система должна пре­доставить функции, позволяющие это сделать.

Предположим, концептуальной моделью для этого компонента был бы другой аналог из реального мира — например, форма заказа по каталогу. Тогда система обеспечива­ла бы функцию «редактировать», которая заменила бы функции «положить» и «вынуть», типичные для традици­онной корзины, а метафоре «оформить покупку» пришла бы на смену метафора «отправить заказ».

Как модель универсама, так и модель каталога прекрасно подходят для размещения заказов в Сети. Какую выбрать? Модель универсама широко распространена, то есть имеет статус соглашения. Если ваши пользователи делают много покупок на других веб-сайтах, вы, скорее всего, решите придерживаться этого соглашения. Пользователям легче адаптироваться к незнакомому сайту, если там использу­ются привычные для них концептуальные модели. Конечно, нет ничего ужасного в нарушении соглашения, но только в том случае, если у вас есть на то веские причины, а также имеется альтернативная концептуальная модель, отвечающая потребностям пользователей.

Концептуальная модель может относиться к какому-то од­ному компоненту системы, а может охватывать всю систему в целом. Когда был запущен сайт Slate с новостями и ком­ментариями, концептуальной моделью для него был обыч­ный журнал. Сайт имел «обложку», а на каждой странице располагался ее номер и элементы интерфейса, позволяв­шие «переворачивать страницы». Время показало, что кон­цептуальная модель реального журнала плохо переносит­ся в онлайновую среду, и сайт Slate в конце концов отка­зался от этой концепции.

Вовсе не обязательно предъявлять наши концептуальные модели пользователям в явном виде. На практике это ино­гда не только не помогает пользователям, но запутывает их. Гораздо важнее, чтобы мы сами постоянно придержи­вались концептуальной модели на протяжении всего про­цесса проектирования взаимодействия. Понимание моде­лей, с которыми пользователи приходят на сайт (считают ли они его универсамом или каталогом), помогает нам вы­брать концептуальную модель, которая будет работать наиболее эффективно. В идеальном случае нет необходи­мости сообщать пользователям, какой концептуальной модели мы следуем; они все поймут интуитивно по мере общения с сайтом, потому что его поведение будет соответ­ствовать их ожиданиям.

Строить концептуальные модели на основе метафор, включающих в себя аналоги функций системы, взятые из реального мира, — очень удачный подход, но при этом важно не принимать метафоры слишком буквально. Раньше глав­ная страница сайта авиакомпании Southwest Airlines со­держала только изображение стойки для обслуживания клиентов со стопкой брошюр на одной стороне, телефоном на другой и т. п. В течение нескольких лет сайт служил на­глядным примером концептуальной модели, зашедшей слишком далеко. Процедура бронирования билетов может быть аналогом телефонного звонка, но отсюда не следует, что система бронирования билетов должна быть представлена телефоном. По-видимому, авиакомпании надоело быть отрицательным примером, и сейчас ее сайт менее метафори¬чен и значительно более функционален.

Обработка ошибок

Значительная часть любого проекта, связанного с проекти­рованием взаимодействия, включает в себя обработку «оши­бок пользователя». Что должна делать система, когда лю­ди совершают ошибки, и, прежде всего, что она может предпринять для предотвращения этих ошибок?

Первая и самая лучшая защита от ошибок — это разработ­ка такой системы, в которой ошибки пользователей просто невозможны. Хороший пример такого типа защиты мы ви­дим в любом автомобиле с автоматической коробкой пере­дач. Попытка запустить мотор при включенной трансмис­сии может повредить чувствительный и сложный механизм; более того, машина никуда не поедет, а лишь резко дернется вперед. Это плохо для машины, для водителя и для невинного пешехода, случайно оказавшегося рядом с дернувшейся машиной.

Чтобы этого не случилось, любой автомобиль с автомати­ческой трансмиссией оборудован стартером, который не сработает, если рычаг выбора режима не находится в поло­жении «парковка». Поскольку запустить двигатель при включенной трансмиссии невозможно, ошибка никогда не будет совершена. К сожалению, большинство пользова­тельских ошибок не столь легко предупредить.

Следующий способ исключить ошибки — сделать их за­труднительными. Однако в этом случае даже при самых серьезных мерах предосторожности некоторые ошибки обязательно произойдут. Тогда система должна сделать все возможное, чтобы помочь пользователю осознать ошибку и устранить ее. В некоторых ситуациях система может да­же устранить ошибку за пользователя, но будьте осторож­ны: ничто так не раздражает в поведении программного продукта, как чрезмерное рвение в устранении ошибок пользователя. (Если вы работали с редактором Microsoft Word, вы меня поймете: в Word встроены бесчисленные функции, призванные исправлять некоторые распростра­ненные ошибки, но я всегда отключаю эти функции, чтобы иметь возможность нормально работать, не занимаясь ис­правлением исправлений.)

Каждый уровень обработки ошибок, задействованный при проектировании взаимодействия, повышает процент поль­зователей, получивших позитивный опыт.

Информативные сообщения об ошибках и хорошо проду­манные интерфейсы во многих случаях помогут пользова­телям обнаружить совершенные ошибки. Однако некото­рые действия пользователя могут вначале казаться кор­ректными, а потом будет слишком поздно, чтобы система могла их обработать. В таких случаях система должна предоставить пользователю способ восстановления после ошибки. Самым известным примером такой функции яв­ляется «отмена действия», однако восстановление после ошибки может принимать разные формы. Если восстанов­ление невозможно, то единственным доступным системе способом удержать пользователя от ошибки является большое количество предупреждений. Разумеется, преду­преждения эффективны, только если пользователи дейст­вительно обращают на них внимание, и поэтому последо­вательность диалоговых окон «Вы уверены?..» больше раздражает, чем помогает.

Информационная архитектура

Информационная архитектура связана с созданием организационных и навигационных схем, обеспечивающих экономичное и эффективное перемещение по сайту. Информационная архитектура имеет прямое отношение к вопросам информационного поиска – проектированию систем, позволяющих пользователям легко находить нужную информацию. Однако архитектура веб-сайтов часто призвана решать более широкие задачи, чем просто помощь в поиске информации: во многих случаях сайтам приходится обучать, информировать и убеждать пользователей.

Обычно решение задач информационной архитектуры требует создания классификационных схем, соответствующих целям сайта, потребностям пользователей и контенту сайта. Есть два подхода к разработке такой классификации: нисходящий («сверху вниз») и восходящий («снизу вверх»).

Нисходящий подход к созданию информационной архитектуры заключается в ее построении непосредственно на основе целей сайта и потребностей пользователей. Начиная с самых общих категорий будущего контента и функциональных возможностей, необходимых для достижения этих стратегических целей, мы проводим логическое разбиение категорий на подкатегории. Получившаяся иерархическая структура служит пустой оболочкой для контента и функциональности.

Нисходящий архитектурный подход 

Восходящий подход к построению информационной архитектуры также состоит в выделении категорий и подкатегорий, но при этом в основу ложится анализ контента и функциональных требований. Начиная с имеющегося исходного материала (или того, который будет в наличии к моменту запуска сайта), мы группируем элементы в категории низшего уровня, а эти категории – в более крупные, чтобы выстроить структуру, отражающую цели сайта и потребности пользователей.

Восходящий архитектурный подход 

Ни один из этих подходов не лучше другого. При нисходящей разработке архитектуры можно иногда упустить из виду важные детали, касающиеся контента. С другой стороны, восходящий подход иногда приводит к архитектуре, настолько точно подогнанной под имеющийся контент, что ее гибкости не хватает для учета последующих изменений и дополнений. Единственный способ обойти эти ловушки на пути к конечному продукту – достичь баланса между нисходящим и восходящим подходами.

Одним из признаков эффективной структуры является ее способность приспосабливаться к изменению и развитию сайта. Однако накопление нового содержимого в конце концов может привести к пересмотру принципов организации сайта. Например, архитектура, позволяющая пользователям листать пресс-релизы в режиме «день за днем», вполне годится, когда речь идет о нескольких месяцах, однако через пару лет более удобной и практичной может стать организация пресс-релизов по темам.

Нет необходимости придерживаться какого-то конкретного количества категорий на каком-либо из уровней или в каком-нибудь из разделов архитектуры. Достаточно, чтобы категории подходили вашим пользователям и удовлетворяли их потребности. Некоторым разработчикам нравится подсчитывать количество шагов, необходимых для решения задачи, или количество щелчков, выполняемых пользователем для перехода в нужное место сайта, и затем оценивать качество структуры сайта с помощью этих цифр. Однако самый важный признак качества не количество шагов в процедуре, а то, является ли каждый следующий шаг осмысленным с точки зрения пользователя и вытекает ли он естественным образом из предыдущих шагов. Пользователи, безусловно, предпочтут четкую и ясную процедуру из семи шагов непонятной процедуре, усеченной до трех шагов.

Структура сайта, как и весь опыт взаимодействия в целом, опирается на понимание целей сайта и потребностей пользователей. Если изменились цели, которых компания собиралась достичь с помощью сайта, или потребности пользователей, которые она стремились удовлетворить, нужно быть готовым к соответствующей переработке структуры сайта.

Архитектурные решения

Элементарной единицей информационных структур является узел. Узел может соответствовать фрагменту информации любого объема. Он может быть всего лишь числом (как, например, цена товара), а может представлять собой целую библиотеку. Работая с узлами вместо страниц, документов или компонентов, мы можем пользоваться единым языком и единым набором структурных концепций для решения широкого круга разнообразных задач.

Абстрактное понятие узла, кроме прочего, позволяет задать уровень детализации, с которым мы имеем дело. Большинство проектов по созданию архитектуры веб-сайтов ограничиваются лишь упорядочением страниц. Идентифицируя страницу как базовый узел, мы объявляем, что не будем заниматься информационными элементами меньшего объема. Если же страница является слишком мелкой единицей для текущего проекта, можно считать узлом целый раздел сайта.

Узлы могут быть организованы самыми разными способами, но все эти многочисленные структуры в действительности подпадают в один из нескольких классов.

В иерархической структуре, иногда называемой деревом, или системой узел–спица, узлы имеют отношения типа «родитель–потомок». Узлы потомки представляют более узкие понятия в пределах широкой категории, представленной узлом родителем. Не каждый узел имеет детей, но у каждого (кроме самого верхнего) есть родитель. Поскольку концепция иерархических отношений хорошо понятна пользователям, а компьютеры все равно работают с иерархиями, это самый распространенный тип структур.

Матричная структура позволяет пользователю перемещаться от узла к узлу в двух и более «измерениях». Матричные структуры бывают уместны, когда нужно обеспечить навигацию по одному и тому же контенту пользователям с разными потребностями, поскольку каждая пользовательская потребность может быть ассоциирована с некоторой «осью координат» в матрице. Например, если одни ваши пользователи предпочитают искать товар по цвету, а другие – по размеру, то матрица поможет обслужить обе группы. Матрица с числом измерений более трех превратится в источник проблем, если вы рассчитываете, что пользователи станут применять ее в качестве основного инструмента навигации: человеческий мозг слабо приспособлен к визуализации перемещений в четырех и более измерениях.

Матричная структура

Органические структуры не пытаются следовать какому-либо регулярному шаблону. Узлы соединяются произвольным образом, четкое понятие «разделов» в архитектуре отсутствует. Органические структуры подходят для работы с набором элементов, связи между которыми неясны или подвержены изменениям. Однако такие структуры не позволяют пользователю понять, в какой точке архитектуры он находится. Если вы хотите, чтобы пользователь почувствовал себя свободным исследователем (например, в развлекательных или просветительских целях), то органическая структура будет подходящим решением. В то же время она может вызвать трудности у пользователя, который захочет быстро вернуться к уже рассмотренному элементу контента.

Органическая структура

Последовательные структуры знакомы всем по традиционным источникам информации. Последовательный языковой поток является основным среди имеющихся видов информационной архитектуры, и мы обладаем врожденными способностями к его обработке. Книги, статьи, звуко- и видеозаписи созданы специально для последовательного восприятия. Во Всемирной паутине последовательное представление используется для мелкомасштабных структур, таких как отдельные статьи или разделы. Более крупные структуры с последовательной организацией обычно применяются в приложениях, в которых порядок представления содержимого является существенным для удовлетворения пользовательских потребностей, например, в инструкциях.


Последовательная структура

Организационные принципы

Узлы в информационной структуре расположены в соот­ветствии с организационными принципами. В основе сво­ей организационные принципы являются критерием, по которому мы определяем, какие узлы должны быть объ­единены в группу, а какие останутся сами по себе. В раз­личных областях и на различных уровнях сайта будут дей­ствовать разные организационные принципы.

Например, в корпоративном информационном сайте в верх­ней части дерева могут быть расположены такие катего­рии, как «клиенты», «бизнес» и «инвесторы». На этом уровне организационным принципом является аудитория, на которую рассчитан контент. На другом сайте катего­риями верхнего уровня будут, например, «Северная Аме­рика», «Европа» и «Африка». Географический организа­ционный принцип является одним из возможных подхо­дов для удовлетворения потребностей глобальной пользо­вательской аудитории.

Вообще говоря, организационные принципы, которым вы следуете на верхних уровнях сайта, тесно связаны с целя­ми сайта и потребностями пользователей. На более низких уровнях архитектуры применяемые вами организацион­ные принципы в большей степени подвержены влиянию специфики контента и функциональности.

Например, сайты с новостным контентом обычно исполь­зуют хронологический порядок в качестве основного орга­низационного принципа. Своевременность является са­мым важным фактором для пользователя (который, в кон­це концов, посещает сайт с новостями ради текущих собы­тий, а не для исторических изысканий), равно как и для создателей сайта (которые должны следить за своевремен­ностью информационного наполнения, чтобы сохранять конкурентоспособность).

На следующем архитектурном уровне на первый план вы­ходят факторы, более тесно связанные с контентом. Напри­мер, если сайт представляет новости спорта, его контент может быть разбит на такие категории, как «бейсбол», «теннис» и «хоккей», а сайт без узкой специализации бу­дет иметь категории «международные новости», «нацио­нальные новости» и «местные новости».

Любой подборке информации — состоит ли она из двух, двухсот или двух тысяч элементов — присуща некоторая концептуальная структура, причем в действительности обычно даже не одна. В этом часть той проблемы, которую нам предстоит решить: создать структуру нетрудно — труд­но создать подходящую структуру, соответствующую на­шим целям и потребностям пользователей.

Предположим, наш сайт служит хранилищем информа­ции об автомобилях. Одним из возможных организацион­ных принципов является расположение информации в со­ответствии с весом автомобиля. Первое, что увидит пользо­ватель на таком сайте, — это сведения о самом тяжелом ав­томобиле в нашей базе данных, затем идет второй по весу — и так далее до самого легкого.

Для сайта, ориентированного на покупателя, это, скорее всего, неверный способ организации информации. Боль­шинство людей в повседневной жизни не интересуются ве­сом автомобиля. Организация информации по производи­телю, модели или типу автомобиля будет более подходя­щей для такой аудитории. Зато если наши пользователи — профессионалы, занимающиеся транспортировкой машин через океан, то вес для них будет очень важным показате­лем. А вот тип двигателя и расход топлива с их точки зре­ния — куда менее важные характеристики автомобиля (ес­ли вообще стоящие внимания).

На языке библиотечного дела такие атрибуты называются фаcетами. Они способны предоставить простой и гибкий набор организационных принципов практически для лю­бого контента. Однако, как демонстрирует предыдущий пример, применение неподходящих фасетов может приво­дить к худшим результатам, чем их полное отсутствие. Распространенное решение этой проблемы — позициониро­вать каждый мыслимый фасет как организационный прин­цип и предоставить пользователям возможность самим вы­бирать тот, который им важен.

К сожалению, за исключением тех случаев, когда вы имее­те дело с примитивной информацией, имеющей лишь не­сколько фасетов, такой подход быстро превращает архи­тектуру в нечто громоздкое и неупорядоченное. Критериев сортировки так много, что пользователи уже ничего не мо­гут найти. Не следует перекладывать на пользователя бре­мя сортировки по всем атрибутам и выбора самого важно­го. Если стратегия помогла нам понять, что именно нужно пользователю, а набор возможностей определил, какая ин­формация удовлетворит эти потребности, то при создании структуры мы идентифицируем те конкретные аспекты этой информации, которые будут важнейшими с точки зрения пользователей. Успешным станет такой опыт взаи­модействия, в котором ожидания пользователей предви­дятся заранее.

Язык и метаданные

Даже если структура безупречно отражает то, как пользо­ватели представляют себе тематику вашего сайта, они не смогут ориентироваться в архитектуре, если не будут по­нимать вашу классификационную номенклатуру — описа­ния, заголовки и прочую терминологию, используемую на сайте. Вот почему необходимо говорить на языке пользова­телей, причем употреблять его правильно. Средство, ис­пользуемое для этой цели, называется словарем норма­тивной лексики.

Нормализованный лексикон — это всего лишь набор стан­дартных терминов, используемых на сайте. Это еще одна область, где важно проводить исследование пользователь­ской аудитории. Самый эффективный путь разработки но­менклатуры, которую пользователи сочтут естественной, — побеседовать с пользователями, чтобы понять, как они об­щаются. Создание (и применение) словаря нормативной лексики, который отражает язык ваших пользователей, является лучшим способом не допустить внутренний жар­гон вашей фирмы на страницы сайта, где он лишь будет сбивать пользователей с толку.

Словари нормативной лексики помогут вам добиться не­противоречивости в организации контента. Независимо от того, сидят ли люди, ответственные за контент сайта, за соседними рабочими столами или находятся в офисах на разных континентах, словарь нормативной лексики по­служит регламентирующим ресурсом, который гаранти­рует, что все они говорят на языке пользователей.

Более сложным подходом к нормализации лексикона явля­ется создание тезауруса. В отличие от простого списка одоб­ренных терминов, тезаурус документирует также и альтер­нативные термины, имеющие широкое употребление, но не применяемые на сайте. Имея тезаурус, вы можете описать соответствие между одобренными терминами с одной сторо­ны и профессиональным жаргоном, сокращениями, слен­говыми терминами и аббревиатурами — с другой. Тезаурус может содержать и другие взаимосвязи между терминами, указывая более широкие, узкие или близкие термины. До­кументирование этих взаимосвязей дает вам полную кар­тину всего спектра понятий, задействованных в контенте сайта, а это, в свою очередь, может подсказать вам новые подходы к построению архитектуры.

Наличие словаря нормативной лексики или тезауруса будет особенно кстати, если вы решите построить систему, вклю­чающую в себя метаданные. Термин «метаданные» просто означает «информация об информации» и касается струк­турированного подхода к описанию элементов контента.

Предположим, мы имеем дело со статьей о том, как послед­няя модель вашего продукта используется в пожарных частях. Метаданные об этой статье могут быть такими:

  • Фамилия автора
  • Дата размещения статьи
  • Тип текста (например, статья или практическое иссле­дование)
  • Название продукта
  • Тип продукта
  • Сфера деятельности клиента (например, пожарная часть)
  • Прочая информация (например, муниципальная орга­низация или служба спасения)

Имея эту информацию, мы сможем рассмотреть целый спектр архитектурных подходов, что было бы затрудни­тельно (а то и вовсе невозможно) в противном случае. Коро­че говоря, чем более подробной информацией о контенте сайта вы располагаете, тем большая гибкость предоставлена вам в плане структурирования этого контента. Если вдруг окажется, что служба спасения является прибыльным сек­тором рынка, в который могла бы устремиться ваша ком­пания, наличие метаданных позволит вам на основе уже имеющегося контента быстро создать новый раздел сайта для удовлетворения потребностей этих пользователей.

Впрочем, создание технических систем для сбора и отсле­живания этих метаданных будет бесполезным, если сами данные слабо согласованы. Вот здесь и приходит на по­мощь словарь нормативной лексики. Используя строго один термин для каждого самостоятельного понятия в со­ставе контента, вы можете положиться на автоматические инструменты при определении взаимосвязей между эле­ментами контента. Ваш сайт сможет динамически объеди­нять страницы по конкретной теме, и все, что для этого не­обходимо, — просто быть последовательным в применении терминов в метаданных.

Кроме того, хорошие метаданные могут предоставить поль­зователю более быстрый и надежный способ поиска инфор­мации, чем тот, который обеспечивается элементарным полнотекстовым поиском. Поисковые машины могут быть весьма мощными, но при этом они, вообще говоря, очень и очень глупые: вы даете им строку символов — и они всего лишь ищут в точности такую же строку. Они не понимают ее смысла.

Можно сделать поисковую машину умнее, связав ее с те­заурусом и снабдив контент метаданными. При поиске не­принятого на сайте термина она с помощью тезауруса смо­жет поставить в соответствие этому термину одобренный вариант; затем она проверит метаданные на наличие в них одобренного термина. Вместо сообщения о том, что строка не найдена, пользователь получит релевантные, хорошо сфокусированные результаты и, возможно, рекомендации по потенциально интересным смежным темам.

 Роли в команде и процесс разработки

Состав документов, необходимых для описания структуры сайта — от конкретных деталей номенклатуры и метаданных до общей картины информационной архитектуры и кон­кретной организации взаимодействия, — может значитель­но варьироваться в зависимости от сложности проекта.

В проектах с большим объемом иерархически организо­ванного контента эффективным способом документирова­ния архитектуры могут оказаться простые многоуровне­вые списки. В некоторых случаях для отражения нюансов сложной архитектуры потребуются электронные таблицы и базы данных.

Однако самым главным инструментом документирования информационной архитектуры и проектирования взаимо­действия является схема. Визуальное представление струк­туры — наиболее эффективный способ разобраться в от­ветвлениях, группах и взаимосвязях компонентов сайта. Структура веб-сайта по сути своей достаточно сложна, и ее словесное описание, вероятнее всего, просто никто не ста­нет читать.

На заре существования Сети такие схемы назывались «картами сайта», однако это словосочетание используется также для обозначения конкретного средства навигации по сайту (которое подробно описывается в главе 6), поэто­му, говоря об инструменте описания структуры сайта, сей­час лучше использовать термин архитектурная схема.

Эта схема вовсе не обязана документировать каждую ссыл­ку на каждой странице сайта. На практике подобный уро­вень детализации в большинстве случаев только сбивает читателя с толку и заслоняет информацию, действительно необходимую команде разработчиков. Гораздо важнее до­кументировать концептуальные связи: какие категории сгруппированы, а какие остаются сами по себе, как согла­суются шаги в данной процедуре взаимодействия и т. п.

Техника, которую я создал для отражения структуры сай­тов в схемах, называется Visual Vocabulary. С тех пор как в 2000 году я разместил ее в Сети, ее приняли в качестве ра­бочего инструмента информационные архитекторы и про­ектировщики взаимодействия во всем мире. Вы можете больше узнать о Visual Vocabulary, загрузив образцы схем и средства для их создания с моего веб-сайта Www.Jjg.Net/ia/visvocab/.

Visual Vocabulary — это техника для построения схемы любой архитектуры, от простейшей (вверху) до очень сложной (внизу).

Поскольку проектирование взаимодействия и информаци­онная архитектура лишь недавно появились в сфере опыта взаимодействия, в командах веб-разработчиков по-преж­нему, как правило, никто не отвечает за эти области явным образом. В свете этого неудивительно, что так мало веб­сайтов могут похвастать продуманностью своей структуры.

Ответственность за структуру часто ложится на чьи-то плечи по умолчанию, а не в результате обдуманного реше­ния. Выбор ответственного нередко совершается в зависи­мости от культуры организации или от природы проекта. На ранних этапах развития Сети создание и поддержка сайта обычно становились еще одной задачей имеющегося технического персонала. В организациях, где изменения происходят медленно (или ресурсы ограничены), такая си­туация, похоже, сохранилась и доныне. При разработке нагруженных контентом сайтов, а также в организациях, где присутствие в Сети изначально мыслилось как марке­тинговая деятельность, ответственность за определение структуры сайта передавалась группе подготовки контен­та, издательской группе или отделу маркетинга. В органи­зациях с развитой внутренней технической культурой или с руководством, получившим техническое образование, ответственность за структуру сайта обычно возлагалась на менеджера проекта по созданию веб-сайта.

Любой проект выиграет от наличия выделенного специали­ста, отвечающего за вопросы структуры и работающего на полной ставке. Иногда такая должность называется «про­ектировщик взаимодействия», но чаще — «информацион­ный архитектор». Пусть названия не вводят вас в заблуж­дение: хотя некоторые информационные архитекторы дей­ствительно специализируются на создании организацион­ных схем и навигационных структур для контента сайтов, в большинстве случаев информационный архитектор имеет определенный опыт и в проектировании взаимодействия. На практике некоторые сотрудники на должностях инфор­мационных архитекторов в большей степени являются спе­циалистами в области проектирования взаимодействия.

Возможно, в вашей компании не найдется достаточно ра­боты для штатного информационного архитектора на пол­ный рабочий день. Если ваши задачи по сопровождению веб-сайта по большей части сводятся к поддержке имею­щегося контента в актуальном состоянии, если помимо полной переработки сайта раз в несколько лет никакая

Другая разработка не ведется, содержание информацион­ного архитектора в штате вряд ли является разумной тра­той денег. Однако если вы имеете дело с непрерывным по­током нового контента и должны постоянно расширять функциональные возможности сайта, то наличие в штате информационного архитектора позволит вам управлять этим процессом эффективно, то есть так, что будут удовле­творены потребности пользователей с одной стороны и до­стигнуты ваши стратегические цели с другой.

Не так важно, есть ли у вас отдельный специалист по во­просам структуры сайта, — важнее, чтобы решение этих вопросов было кому-то поручено. Ваш сайт будет иметь ка­кую-то структуру независимо от того, целенаправленно вы ее спланировали или нет. Сайты, построенные по явным образом определенному структурному плану, как правило, реже требуют «капитального ремонта», позволяют своим владельцам добиться конкретных результатов и лучше удовлетворяют потребности пользователей.