ВВЕДЕНИЕ В ОПЫТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

По-настоящему эффективный сайт должен служить вашим стратегическим целям, одновременно удовлетворяя потребности ваших пользователей. Даже самый интересный контент и самые передовые технологии не помогут вам сбалансировать эти две задачи без поддержки последовательного и непротиворечивого опыта взаимодей-ствия­. Однако создание опыта взаимодействия кажется невообразимо сложным делом, ведь приходится учитывать массу вопросов – юзабилити, идентичность бренда, информационную архитектуру, дизайн взаимодействия.

Книга Джесса Гарретта раскрывает сложную тему веб-дизайна, ориентированного на пользователя, при помощи понятных объяснений и четких иллюстраций, сосредоточиваясь на общих идеях, а не на инструментах и технических приемах. Автор рисует перед читателем полную картину разработки опыта взаимодействия на веб-сайте – от стратегии и требований к контенту до информационной архитектуры и визуального дизайна. Эта вводная информация позволит любой команде веб-разработчиков, независимо от ее размеров, спроектировать успешный опыт взаимодействия.

Введение

Эта книга не содержит готовых рецептов. В мире есть ве ликое множество книг, в которых объясняется, как созда вать веб сайты, – эта книга не из их числа.

Эта книга не описывает технологию. От первой до последней страницы здесь нет ни строчки кода.

Эта книга не предлагает готовых ответов – она о том, как задавать правильные вопросы.

Здесь вы найдете сведения, необходимые для понимания прочих книг о веб дизайне. Если вы хотите видеть всю па нораму, если вам нужно знать контекст, в котором работа ют специалисты по проектированию опыта взаимодейст вия, эта книга для вас.

Ее можно прочитать за несколько часов. Если вы новичок в сфере проектирования опыта взаимодействия (например, менеджер, набирающий команду разработчиков, или дизайнер, желающий попробовать себя в этой области), эта книга даст вам необходимые базовые знания. Если вы уже знакомы с методами и проблемами проектирования опыта взаимодействия, она поможет вам эффективнее донести эти знания до коллег.

Предыстория

Поскольку меня часто об этом спрашивают, я расскажу, как появились на свет «The Elements of User Experience» (Элементы опыта взаимодействия).

В конце 1999 года я стал первым информационным архи тектором в серьезной фирме, оказывающей консультаци онные услуги в области веб дизайна. Я в изрядной степени сам отвечал за определение своей роли внутри компании и за информирование коллег о том, чем занимаюсь я и как это согласуется с тем, чем занимаются они. Поначалу они относились ко мне настороженно и с подозрением, но со временем поняли, что моя задача – упростить их работу и мое присутствие не подрывает их авторитет.

Одновременно с этим у меня копилась подборка связанных с новой работой материалов. (Впоследствии из этой под борки сформировалась страничка с ресурсами по информа ционной архитектуре на моем сайте http://www.jjg.net/ia/.) Изу чая собранные материалы, я постоянно испытывал досаду на произвольное и случайное употребление терминов, обо значающих базовые понятия в этой области. То, что в одном источнике именовалось «информационным дизай ном», в другом называлось «информационной архитекту рой». А третий источник сваливал все в одну кучу под на званием «дизайн интерфейса».

В конце 1999 года и январе 2000 года я пытался выработать внутренне непротиворечивый набор определений для всех этих понятий и искал способ выразить отношения между ними. Однако я был загружен на основной работе, и мо дель, которую я стремился построить, никак не получа лась, так что в конце января я забросил эту затею.

В марте я отправился на ежегодную конференцию South by Southwest Interactive Festival в Остин, штат Техас. На про тяжении этой интересной и плодотворной недели я почти не спал, поскольку насыщенное расписание конференции временами напоминало марафонский забег.

Конференция закончилась, и когда я уже проходил через терминал аэропорта в Остине, меня вдруг осенило: все мои идеи укладываются в трехмерную матрицу. Я терпеливо дождался посадки в самолет и, едва устроившись в кресле, немедленно открыл ноутбук, чтобы в общих чертах набро сать ту модель, которая пришла мне в голову.

По возвращении в Сан Франциско я почти сразу слег с из нурительной простудой и провел в горячке около недели. Пойдя на поправку, я превратил набросок в законченную схему, которая целиком умещалась на листе бумаги. Я на звал ее «Элементы опыта взаимодействия». Позже я уз нал, что у многих людей это название вызывает ассоциа ции с периодической системой Д. И. Менделеева и книгой Странка и Уайта «Элементы стиля».1 К сожалению, эти ас социации не возникли у меня, когда я подбирал название.

Я просто выбрал «элементы», чтобы не употреблять неук люжий термин «компоненты», звучащий слишком техни чески.

30 марта я опубликовал в Интернете окончательный вари ант. (Первоначальную диаграмму по-прежнему можно най ти по адресу http://www.jjg.net/ia/elements.pdf.) Диаграмма привлекла внимание. Первыми ею заинтересовались Питер Мерхольц (Peter Merholz) и Джеффри Вин (Jeffrey Veen), впоследствии ставшие моими партнерами в Adaptive Path. Вскоре я доложил о диаграмме широкой аудитории на пер вой конференции Information Architecture Summit. Посте пенно до меня стали доходить известия о том, как люди в самых разных уголках земного шара используют диа грамму для «просвещения» своих коллег и выработки внутри организации общего языка, позволяющего обсуж дать эти вопросы.

В течение первого года своего существования «Элементы опыта взаимодействия» были загружены с моего сайта бо лее 20 тысяч раз. До меня доносились истории о том, как эта схема помогает эффективнее работать и общаться и не большим группам веб разработчиков, и крупным органи зациям. К этому времени я уже начал формулировать идею книги, которая удовлетворила бы эту потребность лучше, чем листок бумаги.

Снова наступил март, и я опять оказался в Остине на кон ференции South by Southwest. На ней я познакомился с Майклом Ноланом (Michael Nolan), сотрудником изда тельства New Riders Publishing, и изложил ему свою идею. Он отреагировал на нее с энтузиазмом – как, к счастью, и руководство издательства.

Вот так благодаря сочетанию моих усилий с везением по явилась на свет книга, которую вы держите в руках. Я на деюсь, что изложенные в ней идеи окажутся для вас на столько же интересными и полезными, насколько инте ресным и полезным был для меня процесс ее создания.

Джесс Джеймс Гарретт (Jesse James Garrett)
июль 2002
www.jjg.net/elements/